Где был Бог, когда в Концентрационном мире гибли миллионы людей

Где был Бог, когда в Концентрационном мире гибли миллионы людей

Сегодня день освобождения советскими солдатами Освенцима. Для христианской Церкви он стал катастрофой – она испытала один из самых серьезных кризисов последних двух столетий. Римский папа Пий XII не торопился осудить преступления нацизма, а Евангелическая церковь Германии превратилась в «Германскую церковь», порвавшую всякую связь с христианством и влившуюся в общее русло нацистской идеологии. Гитлер, Гиммлер и Эйхман были крещеными, но Церковь никогда не угрожала им – как и рядовым палачам – отлучением.

Проблема теодицеи, выраженная в вопросе о том, где был Бог, когда в Концентрационном мире гибли миллионы людей, стала главной проблемой европейского богословия второй половины прошлого столетия. Как можно говорить о Боге, зная о безмерных страданиях человечества, страшным апогеем которых стал Освенцим? Как Церковь, выросшая из страданий Христа, которые имели в Западном Христианстве особенное, чувственное, а на вершинах духа и телесное, стигматическое выражение (носителями стигматов были Франциск Ассизский, Катарина Сиенская, Вероника Джулиани, Екатерина де Риччи и др.) могла не почувствовать боль и страдания узников концлагерей, почему не пережила эти страдания как собственные, как боль Христа?

Несомненно, Христос, переживший тяжелейшие мучения, если бы оказался в годы войны в оккупированной нацистами Европе, был бы с теми, кто находился в Концентрационном мире, то есть в наивысшей точке страданий.
Почему отдельные деятели Церкви (христиане в целом) в лагерях и за их пределами проявили мужество, силу духа, готовность страдать (как, например, пастор Б.Лихтенберг, священники Д.Енджеевский, М.Бинкевич, мать Мария (Скобцова), теолог Д.Бонхеффер и др.) и последовать в концентрационные лагеря, но всего этого не проявила Церковь (христианство)?

Самое большое разочарование принесло осознание того, что европейское христианство, не сумевшее предотвратить ужасы концлагерей, оказалось тем самым не системой безусловных ценностей, а всего лишь мировоззрением, которое доказало свою несостоятельность наряду с другими мировоззрениями. Тем самым оно утратило историческую уникальность, то есть приобрело свойство устаревать. Христианство всегда было религией Слова, которое было «вначале» (Ин.1.1), это Слово стояло у истоков европейской цивилизации и мыслилось ее финалом – один из важнейших эпизодов «Откровения» Иоанна Богослова это снятие печатей с книги «в деснице у Сидящего на престоле… написанной внутри и отвне, запечатанной семью печатями». (Откр. 5.1).

Однако в один из самых трагических моментов истории Христианство оказалось безгласным и этого оказалось достаточно, чтобы оно вошло в поток истории, чтобы история оказалась сильнее и Слово Христианства, без которого не мыслился мир и человек, стало одним из тысяч слов современной цивилизации.

Еще одна проблема состояла в том, что одной из движущих сил Христианства всегда был конфликт с миром, с современностью, конфликт прямо пропорциональный росту бесчеловечности и аморальности мира. Одна из форм проявления Христианства в мире это вечный спор с миром о ценностях, об Истине, о подлинной жизни, обязанность христианина – восставать против мира, исправлять его, быть его неусыпаемой совестью. Однако именно в то время, когда бесчеловечность и аморальность достигли своего апогея, Христианство не вступило в конфликт. Были осторожные обличения и наставления отдельных христиан, но не было конфликта Христианства.

Поэтому закономерно, что для многих из тех, кто все-таки не отошел от Церкви в послевоенные годы, она превратилась из Церкви Христа в Церковь как бюро ритуальных и культурно-исторических услуг общества, от которого теперь всего лишь требуются рекомендательные предложения по совершенствованию этических и эстетических представлений.

Произошла подмена Христианства христианскими ценностями, которые имеют обыкновение, как всякие другие ценности, девальвироваться. В результате значительно усилился процесс секуляризации европейского общественного сознания и социального пространства.

Мнение эксперта: Почему нынешнее хипстерьё перестало праздновать день Победы

Почему нынешнее хипстерьё перестало праздновать день Победы

Вражеская «Медуза» (иноагент) разразилась текстом, почему нынешнее хипстерьё (применим этот устарелый термин) перестало праздновать день Победы. Приходят, де, к род...

Мнение эксперта: Рэй Курцвейл говорит, что скоро мы приблизимся к точке, когда каждый прожитый момент лишь увеличивает продолжительность жизни

Рэй Курцвейл говорит, что скоро мы приблизимся к точке, когда каждый прожитый момент лишь увеличивает продолжительность жизни

Сегодня идет очень много дискуссий по поводу искусственного интеллекта (ИИ). Спорят о том, что это на самом деле, зачем он нужен, как привить ему этические принципы. Все сх...

Мнение эксперта: В декабре 2022 в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1»

В декабре 2022 в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1»

В начале декабря прошлого года в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – знаменитый советский переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1» (в соавторстве с му...

Мнение эксперта: В войне, как в искусстве результат всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых

В войне, как в искусстве результат всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых

Война очень интересное явление. В ней, как в искусстве (а война это искусство) результат (Победа) всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых. Почему? В войне...

Мнение эксперта: По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой»

По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой»

По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой». То есть политика это то, что вырывает возможность из невозм...

Мнение эксперта: У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым

У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым

У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым. Подчеркиваю – речь не о последнем (он «свой счет оплатил...