Вдогонку к пулей умчавшейся за бугор директрисе Третьяковки актуальные рассуждения о «современном искусстве», которое заразило Третьяковку благодаря ей

Вдогонку к пулей умчавшейся за бугор директрисе Третьяковки актуальные рассуждения о «современном искусстве», которое заразило Третьяковку благодаря ей

Вдогонку к пулей умчавшейся за бугор директрисе Третьяковки актуальные рассуждения о «современном искусстве», которое заразило Третьяковку благодаря ей.

Тема «современного искусства», все этих «биеннале» и «выставок» ставит серьезный вопрос – на кого это рассчитано? Дело тут не в начальниках и кураторах, которым не важно содержание, а важно, чтобы свой человек затыкал некогда образовавшуюся дырку (они все затычки – большие ли, малые – все равно).

Дело в аудитории. Многих обманывают привычные слова «картина», «выставка», «художник», заставляющие относиться к мазне именно как к искусству. Но в этом и заключается главная ошибка. Это всего лишь сигналы к опознаванию себе подобных, которые подаются с захваченных территорий.

В древности степные народы ставили на покоренных территориях изваяния - «каменных баб», которые всего лишь обозначали принадлежность отныне данной территории степнякам, и никому не пришло бы в голову наслаждаться ими, как произведениями искусства. С «выставками» то же самое.

Как это работает?

Представим, что некто называется художником, при этом много лет только и делает, что кладет кучи в музейных залах, поджигает помойки, склеивает скотчем палки, скачет голым по клумбам и кусает прохожих за ляжки. Рано или поздно этому загадочному явлению придумывается объяснение, что вообще-то он настоящий художник, но нарочно не рисует, так как это уже старо и серо.

На самом деле он никто и звать никак, но ему никакие компетенции и не нужны – он хочет самовыражаться (что это – никто не знает, но звучит вольнодумно). За годы на самовыраженце, как древесные грибы на трухлявой березе, нарастают толкователи его «мессиджей» и эти толкователи, используя мутные слова «демократия», «дискурс», «деривативы», объясняют массе, что именно гуру хотел сказать. А, главное, вычленяют из массы таких же, из которых делают своих союзников. Поэтому если откуда-то забубнили про «рефлексии», «перверсии», «трансгендерность» и «симулякры», знайте - все, пал еще один бастион.

Вкусы у этой массы довольно несложные и поэтому их легко ловить на живца. Они ненавидят конкретику и определенность, обожают авангард, концептуализм, перформансы, кляксы и полосочки на холстах, Бойса, Поллока, все, что делает «Гараж», порнографию, мат, Сорокина и Пелевина. То есть все мутное, гниловатое и дурно пахнущее. Проверить это легко – в маленький зальчик на любой окраине напихайте хлама, ржавых корыт, кривых палок и несвежих пятнистых простыней, напишите примерно следующее: «Эстетика представленных образов перекликается с трагическим озарением. Пустотные и безреферентные, на первый взгляд, образы должны обнажать строй внутренних смыслов и давать ключ к пониманию системы образности их языкового и художественного мира. При этом в процессе всматривания они превращаются в даггеротипы субъективных перверсий, демонстрируя наиболее интимную стратегию отношения к образам, трактуя заштампованность и огламуренность уже узнаваемых лиц в системе новых, нетрадиционных констант», добавьте аллюзий на Путина и режим - и туда тут же, на запах, сбегутся те самые концептуалисты и начнут, как глухари, восхищенно токовать.  
    
Это и есть основная задача. Все время проверять – сколько осталось таких же, как Гельман и Трегулова, потому что на этой массе коротких штанишек, холщовых сумочек, унисекса, небритости, крашеных волосёнок, шапочек, черных очечков, самокатиков и кофе-латте все и держится. Они главные потребители, оценщики, от них восторги, просмотры и лайки. Они делают всю бездарную пачкотню «современной», «актуальной» и, что важно, на нее хорошо клюют на Западе, ибо кляксы и полосочки на стенах это сегодня такой же символ прогресса, как радужный флаг. Трегуловой с Гельманом важно было поддерживать эту массу в рабочем состоянии, чтобы она работала послом в финансовые учреждения. «Вот, видите? Современно, круто, дискурсивно, а рефлексии столько, что не всякий выдержит. И Запад любит. Нам бы бюджетик».  

Вот и все.

Надеюсь, теперь все будет иначе.

Хотя вряд ли.

Мнение эксперта: Почему нынешнее хипстерьё перестало праздновать день Победы

Почему нынешнее хипстерьё перестало праздновать день Победы

Вражеская «Медуза» (иноагент) разразилась текстом, почему нынешнее хипстерьё (применим этот устарелый термин) перестало праздновать день Победы. Приходят, де, к род...

Мнение эксперта: Рэй Курцвейл говорит, что скоро мы приблизимся к точке, когда каждый прожитый момент лишь увеличивает продолжительность жизни

Рэй Курцвейл говорит, что скоро мы приблизимся к точке, когда каждый прожитый момент лишь увеличивает продолжительность жизни

Сегодня идет очень много дискуссий по поводу искусственного интеллекта (ИИ). Спорят о том, что это на самом деле, зачем он нужен, как привить ему этические принципы. Все сх...

Мнение эксперта: В декабре 2022 в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1»

В декабре 2022 в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1»

В начале декабря прошлого года в возрасте 104 лет умерла Людмила Черная – знаменитый советский переводчик, автор легендарной книги о Гитлере «Преступник №1» (в соавторстве с му...

Мнение эксперта: В войне, как в искусстве результат всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых

В войне, как в искусстве результат всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых

Война очень интересное явление. В ней, как в искусстве (а война это искусство) результат (Победа) всегда больше и значительней, чем сумма слагаемых. Почему? В войне...

Мнение эксперта: По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой»

По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой»

По точной мысли А.Бадью, политика это то, что "дает проявиться возможности, которая была невидимой или немыслимой». То есть политика это то, что вырывает возможность из невозм...

Мнение эксперта: У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым

У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым

У всех, кто не понимал до сей поры, как работает тусовочка, милости просим понаблюдать за процессом прощания с Фоминым. Подчеркиваю – речь не о последнем (он «свой счет оплатил...